В четвертой «Готике» старая система прокачивания персонажа, основанная на учебных пунктах осталась в прошлом, а на ее место встала усовершенствованная новая система. Достаточно прокачавшись и получив очки опыта, мы можем их тут же распределить, так сказать, «не отходя от кассы». Строгие учителя, которые встречались в предыдущих сериях игры, больше не будут раздражать многих геймеров. Любопытно отметить, что мана и волшебная сила прокачиваются сами по себе в зависимости только от того, сколько пунктов вложено в магические способности.
У древа талантов есть 8 ветвей: сила, дисциплина, техника, охотник, мошенник, и магические школы Инноса, Аданоса и Белиара. Сила нужна для ближнего боя, техника ускоряет атаки, охотник улучшает дальние атаки, мошенник отвечает за навыки воровства, а магические школы, разумеется, расширяют спектр заклинаний льда, огня и молнии соответственно. Подробное описание навыков можно глянуть в статье умения и навыки в игре Готика 4.
Постепенно прокачиваясь, персонаж приобретает новые навыки, тем самым повышая свои «профильные» способности. Новые навыки открываются только после того, как нами достигается некоторый определенный уровень развития. В качестве такого поощрения можно получить возможность проводить более сложные комбо-удары или же ударять противника щитом ( все зависит от того, как конкретно прокачивать персонажа).
Маги более искусно овладевают магией, стрелки получают возможность приблизить цель, что увеличивает вероятность попасть в голову, мошенники получат возможность красться, чтобы оставаться незамеченными и так далее. Обидно и неприятно то, что в сравнении с огромным числом навыков (около 70) в Готике 3, в четвертой части их количество сильно уменьшилось – на данный момент их всего 25. Хотя разработчики утверждают, что количество навыков еще может увеличиться. Что же, будем ожидать.