Разработчики великолепной ролевой игры «Готика», как оказалось, — отнюдь не лентяи. Осмыслив тот факт, что первая часть игры оказалась, мягко говоря, успешным проектом, они, недолго думая, решили смастерить для нас вторую. Сказано — сделано. Они действительно смастерили, причем сделали это настолько оперативно, что в душах поклонников начали зарождаться нехорошие подозрения. Основания для подозрений были, ведь немцы издревле славились своей тягой к тому, чтобы «получить побольше денег, приложив при этом минимум усилий». Но так или иначе, «Готика 2» увидела свет. Что можно сказать об её отличиях от первой части?
Ну, во-первых, сразу понимаешь, что нашёл одно сходство — графически ты по-прежнему в первой «Готике». Это, естественно, не стало сюрпризом ни для кого — Piranha Bytes ещё до выхода игры честно призналась, что вторая часть будет использовать старый «первоготический» движок. С одной стороны ничего хорошего в этом нет — это всё-таки вторая часть, а не аддон. Да и улучшение качества графики здорово поднимает настроение… Но с другой стороны, это самое улучшение неминуемо привело бы к повышению системных требований — самой болезненной проблемы российской играющей общественности. А о хорошем настроении говорить не приходится, когда на экране один большой тормоз.
Ну ладно — проживём и со старым движком, тем более что он до сих пор не так уж плохо смотрится. А ведь его ещё подчистили, подправили, добавили детализации, украсили новыми цветами — сойдёт.
Итак — первое серьёзное знакомство с игрой. Внимательно рассматриваем окружающий мир, он теперь стал большим, в три раза больше, чем в первой «Готике». Вроде всё знакомо, но в то же время — необычно. Детализация действительно намного выше, чем в первой части — природа стала ещё красивее, появились новые типы местности и даже новые виды земляного покрова — трава, высокая и низкая, опавшие жёлтые листья, чернозём и гравий. Дороги и тропы художники вычертили до последнего спрайта — на них видны даже следы колеи от повозок! Ландшафт стал более затейливым и разнообразным. Лес приобрел вековечность и даже некоторую суровость. В новом мире «Готики» теперь деревья колышатся от ветра и летают птицы, конечно, в графическом плане им ещё далеко до совершенства, но ведь в первой части их вообще не было. Единственные две вещи, которые вызывают нарекания — это водопад и небо. Интересно, почему во второй «Готике» они смотрятся хуже, чем в первой части?
В остальном же — все тип-топ, честь и хвала немецким художникам — это пока лучшая графика местности за всю историю ролевых игр. Всё стало ещё более красивым. Нет-нет! Всё стало более реальным.
Не хочется о грустном, но если уж зашел разговор о графике… В ней есть, конечно, и слабые места — модели персонажей почему-то остались без изменения. Попросту говоря, их позаимствовали из первой части. Вот это плохо. Нет, конечно, добавились новые портреты, но и это не спасает положения, т.к. они безнадёжно устарели. Ещё прискорбный факт — разоблачение культа личности Гомеза — теперь с его физиономией ходит каждый пятый человек в Хоринисе…
А вот движения персонажей можно только похвалить — они стали ещё более реалистичными, и это радует, а главный герой блистает motion-capture'ом, что вообще полный шик для третьего лица. Из положительных изменений в его телодвижениях отметим прыжок. Теперь наш герой лишен возможности совершать прыжок кенгуру, превышающий в два раза его собственный рост. И в прыжке он теперь судорожно не размахивает руками, что в первой части выглядело, на мой взгляд, комично. Ещё плюс: к всеобщей радости, меч из ножен он теперь достает за долю секунды, а не так, как он это делал раньше, размышлял, наверно: «доставать — не доставать?».
Заканчивая о герое, хочется сказать спасибо разработчикам за то, что оставили ему косичку. А ведь поговаривали, что уберут…
Было о грустном, теперь о смешном — управление во второй части разработчики, все-таки, изменили, вняли, так сказать, зову толпы. Толпе было неприятно все время придерживать левую кнопку мыши, при осуществлении какого-либо действия. Трудно сказать, насколько это обоснованно — многие утверждают, что подобное управление было лучше любого другого, но в любом случае, теперь о нем можно забыть. Клик левой кнопкой — вот и всё действие.
В бою же управление совсем не изменилось — всё то же: зажав левую кнопку мыши, неумолимо давим вперед или влево-вправо, пока противник не будет повержен. Собственно, здесь ничего менять и не следовало. А вот сам бой… Он, конечно, изменился, только видно это становится не сразу. Все связки ударов остались, а вот новых финтов нет. Только добавилась пара блоков — защищаться стало немного легче, и оттого бой стал более затяжным и чуть более зрелищным.
Помнится, в первой части все происходило очень быстро, времени на обдумывание ходов почти не было. Теперь оно появилось. Кружение вокруг противника, отскакивание в сторону — все эти хитрости можно успеть реализовать. Запишем это в актив.
Если продолжать разговор о бое, то нельзя не упомянуть, что разработчики существенно облегчили игру. Уже в самом начале мы спокойно справляемся с шайкой свирепых бандитов, когда как в первой части любой падальщик укладывал непрокачанного героя на землю. Такое облегчение не пошло на пользу игре и ее атмосфере, хотя логически всё, конечно, верно — мы ж всё-таки уже и самому Спящему дали прикурить…
Немного изменился интерфейс игры. В частности это коснулась инвентаря нашего героя — он теперь не разбит на кармашки для оружия, снадобий, свитков и т.д., а представляет собой единый, захламленный карманище — чердак, где даже самые разные вещи могут лежать рядом друг с другом.
Положительно изменилась торговля — нас избавили от просто-таки садистской необходимости за выбранный товар вручную отсчитывать торговцу каждый кусок руды — теперь это делается автоматически.
Как, наверно, многие помнят — в первой «Готике» вещи, которые можно было поднять, подсвечивались. Слава богу, эту особенность убрали, а то выглядело это как-то странно и неправдоподобно.
Ролевая система «Готики 2» скорее не изменилась, а расширилась (хотя, не настолько, насколько хотели бы многие). Процесс накопления опыта и его реализация остался тем же — копим экспу, пока не наберем достаточно для того, чтобы перейти на новый уровень. Повысив уровень, получаем очки обучения, которые уже используем на получение умений. Вот этих самых умений и стало немного больше, чем в первой части — добавилась возможность мастерить руны, готовить снадобья, ковать клинки из разного материала и другие необходимые навыки. Старые умения также претерпели некие изменения. Например, в первой части уровней прокачки оружия было всего два. Теперь же прокачивать придётся долго и тщательно.
Стало больше учителей, и они разбросаны по всему игровому миру достаточно равномерно. В любом краю, куда занесет героя, можно будет найти умную голову. У учителей, поднимающих показатели владения оружием, а также повышающих силу, ловкость и магию, теперь имеется лимит на обучение — определенное количество опыта, который они могут передать. И если ученик превзошел учителя по мастерству, то учитель отныне становится совершенно бесполезным существом (да-да, можно его теперь убивать со спокойной душой :).
Безусловным новшеством стало возможность получить квест и умение, прочитав определенную книгу. Хотя реализовано это, прямо скажем, неважно — тут Морроувинд пока на высоте…
В самом игровом процессе трудно выделить кардинальные изменения — немного повысился AI у окружающих героя НПС. Хотя это и не спасло их от явной всеобщей деградации — они стали более капризны и несносны характером. Большинство — отъявленные ябеды и доносчики, остальные — воры и убийцы. Появились женщины. Они, в большинстве случаев, занимаются либо торговлей, либо самой древней из женских профессий.
Монстры остались примерно на прежней ступени развития: самый распоследний падальщик смело бросается в атаку даже на сильно прокачанного героя, предпочитая героическую смерть трусливому существованию.
Очень важный факт — теперь разработчики значительно увеличили нелинейность сюжета — у каждого класса своя история и только концовка, разумеется, одна для всех. Также важно отметить, что помимо основных 3-х гильдий добавилась ещё одна «левая», но оттого ещё более интересная — Гильдия Воров.
Заметно старание разработчиков ещё более насытить атмосферу игры — добавились разные интересные «примочки»: статуи Инноса, у которых паладины могут молиться, глашатай и проповедник в Хоринисе, указатели на дорогах и, конечно, та самая таверна на перепутье, куда просто невозможно не заглянуть после долгой дороги — самая, пожалуй, замечательная находка.
В завершение, хочется сказать спасибо разработчикам, что убрали из второй части лебедки — ребята, я думаю, этим благородным поступком вы сохранили тысячи нервных клеток многим ролевикам…