По своей сути система развития Arcania типична, как для серии Готики в частности, так и и для всего жанра RPG в целом: выполняем квесты, рубим противников направо и налево, получаем драгоценные очки опыта и сам опыт игры, и уровень за уровнем обмениваем очки умений на собственно умения. На выбор предоставлено 4 стандартных класса - воин, лучник, маг и вор (тут вообще без откровений).
Казалось бы, ничего нового мы не увидели. Но есть и отличия. Среди них возможность распределить умения так, чтобы не зацикливаться в одном направлении развития. Очки перераспределяются по желанию игрока и можно по ходу игры менять специализацию. Выбирать какой-то один класс необязательно.
Можно одновременно прокачивать хоть все 4 ветви сразу и получить всесторонне развитого персонажа. Например, прокачав параллельно мага и воина мы получим возможность не бояться выйти на охоту без банок маны и избегать столкновений в ближнем бою нам уже не придется. А прокачивая, например, лучника-вора мы больше не будем волноваться о том, что не хватит денег на стрелы. Имея воина-лучника мы сможем вести как ближний, так и дальний бой, а если развивать мага-вора, то у нас всегда будут припасены свежие руны и свитки, которые никогда не помешают. Чуть более подробно про развитие персонажа можно почитать в статье - умения и навыки в игре Готика 4.
Правда опыта за всю игру хватит чтобы развить героя только не более, чем в двух направлениях. Да и то, для этого придется пройти не только квесты основной сюжетной линии, но и выполнить бесчисленное множество побочных заданий, параллельно набивая опыт просто на монстрах, что несколько утомляет, но существенно разнообразит игровой процесс, наделяя нас возможностью не только определиться, кем играть удобней, но и за один раз пройти игру, используя разные методы прокачки.